Как мы учимся читать
Научиться читать... Кажется, будничный для всех мам вопрос, сразу перед глазами встают коврики с буквами, пластиковый алфавит, крупные буквы в разноцветных книжках, буквы на магнитах, кубиках, разные методы чтения; потом прописи, занятия, первые криво написанные слова, ребенок, читающий по складам... Иногда за этой суетой мы забываем главное: для чего учиться читать. Не только для того, чтобы освободить маме время или пойти в первый класс таким же умным, как другие. Читать мы учимся не только потому что «ни попить без грамоты, ни поесть...». Информация, переданная на письме от одного человека - миллионам, просто бесценна. Для многих чтение - не просто будничность, но и огромный, увлекательнейший мир, бесконечный кладезь мудрости и чувств, делающий душу читающего больше и шире.
В нашей семье собирали книги, храня редкие издания XIX в, выкупая в послевоенное время тома Жюля Верна на последние деньги; передавая из поколения в поколение особое уважение к книге, иногда похожее на какой-то благоговейный трепет. Я сама в детстве зачитывалась ими, и верила, что герои любимых книг оживают по ночам, говорила с ними, как с живыми. Сейчас эти книги- «ветераны» гордо стоят на стеллаже (любимые – прямо перед глазами), ловят корешками косые лучи осеннего солнца, и готовятся снова открыться – для моей дочери. Ведь их зачитанные желтые страницы до сих пор головокружительно пахнут приключениями.
...Когда доченьке было месяцев 5, я начала ее знакомство с Книгой. Читала много и с выражением, старалась сразу привить уважение и интерес к книгам (в результате у нас до сих пор ни одной испорченной книги и только две с порванными страничками). Как я выбираю книги?
Наверное, в первую очередь слежу за содержанием нашей библиотечки - покупаю или нахожу дома книги своего детства, советуюсь с подругами, читаю отзывы о новых авторах в сети. Пока что у нас очень преобладают сочинения детских поэтов, - мне самой кажется, что малышами лет до 3х вообще речь и чтение лучше воспринимаются в стихотворной форме. Само знакомство со звукоритмикой, размерами делает чтение стихов похожим на музыку, песенку; а уж забавное содержание, нетривиальные рифмы и легко запоминающиеся в стихах истории вовсе покоряют мою дочь. Может быть, поэтому она уже неплохо в свои 3,6 сочиняет стихи, безошибочно выставляя ритм и зарифмовывая строчки. А может быть, это просто ее особенность. Кроме стихов, у нас есть, конечно, и сказки, и рассказы, и истории в картинках, но читаем мы, к сожалению, не так много и часто, как хотелось бы, честно признаюсь (поэтому стихи выручают - их легко запомнить и декламировать ребенку в любом подходящем месте даже без книжки; прозу лично мне пересказать гораздо сложнее). Тем ценнее эти минутки чтения, тем внимательнее ребенок сидит перед книгой. По самим книгам могу сказать, что до сих пор придирчиво выискиваю качественно сделанные книги с красивыми, душевными картинками, удобным расположением текста. Бывает, просмотрю несколько изданий одной книги, прежде чем выберу одно. Мне кажется, книга, которую держит ребенок, должна нести культуру самого чтения. Неважно, электронная она будет или бумажная, - книга может стать и союзником, и помощником, и проводником в большую жизнь.
Поскольку чтение все же начинается с букв, изучать алфавит мы начали тоже довольно рано, мне казалось это очень важным; дочь еще маленькой научилась называть многие буквы и очень любила (и любит) разные игры с буквами, и словесные, и прикладные. Как только она смогла выводить на бумаге подконтрольные ей рисуночки, стала пробовать рисовать буквы, теперь (3,5) пробует писать слова, и то удовольствие, которое написано на ее личике после того, как она напишет что-то, не сравнить ни с чем. Удивляюсь, поскольку я не учила ее писать целенаправленно, это все занятия в садике, детской школе "Яркие дети" и ее инициатива.
Я сама совершенно не знаю, как учить читать, - теоретических познаний в этом у меня совершенно нет, я рассказываю, как умею, про буквы и слова; но умение читать слоги дочка все-таки принесла опять же из садика. Теперь мы читаем разные слоги и пытаемся найти слова с ними, определяем первую букву в словах, пишем простые слова на бумаге. А теперь у нас появилась еще одна интересная игра - развивающая флеш-игра «Учу слоги» со смешным попугайчиком ЧиПО, которая находится тут же, на нашем сайте. Игра очень понравилась ребенку, ведь придумана и разработана профессионалами, и в то же время выглядит негромоздко и незаумно, не пестрит кислотными цветами (чем несказанно меня радует). Мы играли с дочкой в нее несколько раз, причем подолгу, и я вижу, что дочке интересно, и она в самом деле читает слоги, ищет слова! Когда мы играли в ЧиПо, рядом стояли взрослые дети, и все до одного присоединились к игре, помогали отвечать дочке, и отвечали сами.
Интерфейс игры очень простой, правила понятны, в игре в меру юмора и академичности. Мне удивительно смотреть, что как дочка сосредоточенно справляется со всеми заданиями и даже играет по 2 тура, потому что если мы играем в слова, когда пишем их в альбоме, ее внимания хватает слов на 7. Система поощрений очень интересна, вносит разнообразие в лаконичные задания, так же как и движения и интонации птички ЧиПО (кстати, птичка названа в честь прежнего названия нашей школы Читай и Пой). Игра в меру сложна и в меру проста для тех, кто только учится сливать буквы в слоги, моей девочке интересны и реакция птички на ее ответ, и новые слова, и картинки. Очень надеюсь, что с ней мы быстрее научимся читать, и верю, что обучение чтению, основанное на играх со словами, зарождает в ребенке позитивное отношение к литературе, укрепляет самооценку и веру в свои способности. И пусть дочка скорее сама возьмет в руки книги великих авторов, для меня это бы означало, что она хочет расти, чувствовать и узнавать мир.